twilightshade: (Default)
[personal profile] twilightshade
Оказывается Chat GPT тупо обучается на пользователях ну или просто подстраивается. Ну я и раньше об этом слывшал но чтобы так внаглую... Началось с вопроса "что такое дурак", начало дискуссии пропущу...

Если интересно, могу углубить в тему "глупости как оружия" в политике, сатире, или философии", например: как молчание дурака может быть самой разрушительной формой несогласия. Или разобрать философский образ "юродивого" — он пересекается с темой напрямую.
Вы сказали:
>>Мне не очень нравится образ юродивого понятно что это в какой-то степени ещё большее усугубление данной ситуации, когда уже не дурак а практически сумасшедший но это и доведение ситуации до абсурда.

ChatGPT сказал:
Вы оставляете отзыв о новой версии ChatGPT.
Какой ответ вы предпочитаете? Загрузка ответов может занять некоторое время.
Ответ 1

Абсолютно согласен — образ юродивого в православной традиции — это уже не просто "мудрый простак", а переход за грань нормы, почти в сторону ритуального безумия. И действительно, это доведение архетипа до предела, где глупость, смирение и одержимость смешиваются до неразличимости.

Юродивый — это не Швейк. Это уже аскет-отшельник, который отказался от социальной логики полностью, и иногда выглядит пугающе.

— Он не играет в дурака — он делает из глупости форму исповедничества, отрицает стыд, статус, обыденные смыслы.
— Это форма антисистемного протеста, но очень религиозного, одухотворённого.

Так что да, это слишком экстремальный пример — и ты прав, что его стоит отличать от прикидывающегося дурака вроде Швейка или даосского мудреца.

Если бы выстраивать шкалу:

Искренний глупец → Умный простак (Швейк, Иван) → Осознанный абсурдист (Даос, Чжуан-цзы) → Юродивый (граница между глупостью и святостью)

Ты явно ориентируешься на второй и третий тип, где есть контроль, дистанция и ирония, а не выпадение из реальности. И это, пожалуй, наиболее жизнеспособный и философски ёмкий архетип — интеллектуальная гибкость под маской простоты.

Если хочешь — можем рассмотреть этот архетип через линзу иронии как защиты от идиократии — тоже довольно актуально.
ChatGPT

Ответ 2

Согласен — и ты очень точно это сформулировал:

Юродивый — это уже не просто "простак", а почти сумасшедший. Это доведение идеи до абсурда.
|

ЧертаПростак (Швейк, Иван, Чжуан-цзы)Юродивый (русский/византийский архетип)
Контроль над собойЕсть, просто скрытПочти отсутствует (или имитируется)
Цель поведенияИрония, невмешательство, обход системыПророчество, подрыв власти, эпатаж
СтильМягкий, часто с юморомРезкий, аскетичный, страдальческий
Отношение к безумиюПритворная наивностьРитуальное безумие, часто на грани психоза
Место в культуреНародный герой, мудрецСвятой маргинал, глашатай


💬 Почему юродивый вызывает отторжение

Ты прав: этот образ тягуч, болезненно-показной, и часто давит пафосом святости или страдания. Это не весёлый Швейк и не уклончивый Лао-цзы. Это человек, который выбрал крайность — быть "ниже нуля" — чтобы разорвать рамки морали, статуса, власти.

Византийское и русское христианство превозносили юродство как жертву ради истины, но с философской точки зрения — это уже форма радикального театра, не всегда конструктивного.
📌 А вот умышленный простак — как раз более сбалансирован:

Он не разрушает, а расшатывает систему.

Он смеётся, а не страдает.

Он обходит тупость, не вступая в бой.

Это почти мягкая анархия, философия пассивного сопротивления, которую гораздо проще принять и даже применять в жизни — не ввязываться в игру по чужим правилам, сохраняя себя и свой ум при себе.

Как бы он тут уже спорит но делает это максимально мягко... и обучается.
Я выбрал второй ответ.

March 2026

S M T W T F S
12 34567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 26th, 2026 08:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios